Александр Кержаков: Начинается новый этап развития клуба
Упущенная "Зенитом" путевка в Кубок УЕФА и активный интерес "Севильи" к лучшему бомбардиру петербургской команды вселили опасения в сердца поклонников сине-бело-голубых: останется ли Александр Кержаков в родном клубе? Сегодня зенитовский форвард комментирует события последних месяцев и дает ответ на вопрос, который больше всего волнует болельщиков.
Упущенная "Зенитом" путевка в Кубок УЕФА и активный интерес "Севильи" к лучшему бомбардиру петербургской команды вселили опасения в сердца поклонников сине-бело-голубых: останется ли Александр Кержаков в родном клубе? Сегодня зенитовский форвард комментирует события последних месяцев и дает ответ на вопрос, который больше всего волнует болельщиков.
Буду болеть за Бразилию
– Александр, давайте поговорим о чемпионате мира. Вспомните 1998 год: сборная России проиграла стыковые матчи итальянцам и не попала во Францию. У вас как у болельщика не было ощущения, что страна лишилась какого-то большого праздника?
– Скорее нет, чем да. Тогда для меня сборная России была командой, за которую я болел, но не то чтобы сильно переживал. Наверное, потому, что меня больше интересовала моя дальнейшая судьба. Мне было 16 лет, и нужно было уже что-то делать, где-то играть. Да, я смотрел эти стыковые матчи, переживал, но не более того. Расстроился из-за поражения, но не делал из этого трагедии.
– Человек, который уже играл на чемпионате мира, наверное, должен испытывать двойное разочарование из-за того, что не удалось второй раз попасть на мундиаль?
– Наверное, больше расстроился не потому, что не удалось попасть на чемпионат мира, а из-за того, что болельщики и сами футболисты лишились большого футбольного праздника. Это я уже сейчас осознаю. Знаю, что будет твориться в Германии: какая будет атмосфера на стадионах и какая будет игра. С каждым чемпионатом интерес к турниру растет с бешеной скоростью.
– Почему все-таки сборная России не сумела пробиться в Германию?
– Мы не добились нужного результата, а почему это произошло, сказать сложно. Мы делали все для того, чтобы попасть туда. Прошла смена тренера, были хорошие и плохие игры. Но плохих оказалось чуть больше... Сейчас, сыграв с испанцами, я могу честно сказать, что у нас были шансы пройти их, если бы мы попали в стыковые матчи. Но это только догадки.
– Вспомним 2002 год, когда вы чуть не плача уходили с Дмитрием Сычевым со стадиона в Шизуоке после матча с бельгийцами. Что поменялось в менталитете Александра Кержакова? Вы стали философски относиться к поражениям или по-прежнему сильно переживаете неудачи?
– Стараюсь философски относиться ко всему. Мне не в чем упрекнуть ни себя, ни ребят. Мы отдавали максимум того, что могли. Но это футбол. Кто-то должен был выиграть, кто-то проиграть. В этот раз в неудачниках оказались мы. Обидно, но что делать? Есть к чему стремиться, есть новые вершины, которые нужно брать. Необходимо выходить на следующий чемпионат Европы и дарить людям праздник.
– Кто будет фаворитом предстоящего мундиаля?
– Бразильцы.
– Почему?
– Во-первых, я всегда на чемпионатах за них болею, а во-вторых, по подбору игроков, по стилю игры, они сейчас лучшие в мире.
– На что может рассчитывать сборная Испании, с которой вы сыграли две недели назад вничью 0:0?
– Я скажу, что футбол непредсказуем. Но у испанцев, на мой взгляд, самая удачная группа для того, чтобы пройти дальше. В плей-офф выйдут испанцы и украинцы. В какой последовательности – не важно. 1/8 финала – это уже игра на вылет, там может повезти каждому. Однако испанцы, имея в своем составе нескольких игроков мирового уровня, способны пройти и дальше. Но в финале они точно играть не будут.
– У вас есть друзья, знакомые в сборной Украины?
– Нет. Только по чемпионату России знаю Гусина и Калиниченко.
– Будете какие-то особые симпатии к этой команде испытывать?
– Переживать буду, но меньше чем за бразильцев.
– А за сборную Чехии, в которой играет Павел Мареш?
– Нет.
Наши последние результаты не могут устраивать
– Для того чтобы "Зениту" двигаться дальше, Властимил Петржела должен был уйти?
– Думаю, что Петржела развивался с нами, рос так же, как и мы с ним. Я не считаю, что у него потолок был выше, чем тот, которого мы достигли. С каждым годом мы не завоевывали призовые места в чемпионате, но делали шаг вперед к европейскому уровню. Это было развитие не только клуба "Зенит", но и самого тренера. Он таких успехов еще не добивался. Может быть, они и повлияли на него, в результате чего сложилась ситуация, в которой он стал действовать, на мой взгляд, неправильно, обсуждая на стороне проблемы, которые он видел в клубе. В такой ситуации, когда тренер не собирается останавливаться, а команда видит все это, он, наверное, должен уйти.
– Что стало первопричиной неудач "Зенита": полемика между главным тренером и руководством клуба, плохой микроклимат в коллективе, неважная функциональная подготовка или что-то еще?
– На мой взгляд, причина крылась в том, что между руководством, тренером и командой было какое-то недопонимание. Мы не понимали, что происходит и почему так происходит. Почему в прессе пишут одно, хотя нам говорят совершенно другое. Почему руководство и тренер общаются хорошо, а в прессе поливают друг друга грязью. Нам это было непонятно. Почему, когда мы выходим играть, у нас все говорят, что нет никаких проблем, а потом на следующий день говорят, что это последний матч для Петржелы, его собираются увольнять. Нам этого не говорят. Мы выходим на поле, отдаем все силы… Наверное, поражения стали платой за то, что происходило.
– Прокомментируйте информацию о том, что вами интересуется испанская "Севилья".
– Да, я знаю, что есть интерес испанцев ко мне. Слышал, что были разговоры между руководством "Зенита" и "Севильи". И все! А решение будет принимать руководство.
– В последнее время вас неоднократно "сватали" в сильнейшие европейские чемпионаты, и вы постоянно говорили, что вас все устраивает в "Зените" и вы готовы продолжать свою карьеру в Петербурге. Чем сегодняшняя ситуация отличается от ситуации годичной давности?
– Я не говорил категорически, что остаюсь в "Зените" и буду играть здесь. Я говорил о том, что, если команды не договорятся о моем переходе, трагедией для меня это не станет, так как, действительно, на данный момент меня все устраивает в "Зените". Не устраивают, пожалуй, только результаты, которые мы показываем в последнее время. Каждый игрок, будь он младше или старше меня, хочет попробовать себя на более высоком уровне, чем чемпионат России и один четвертьфинал Кубка УЕФА за 6 лет. Поэтому мне бы хотелось поиграть в той же Испании, Англии, Франции… Повторюсь, если команды не договорятся о моем переходе, что, скорее всего, и произойдет, трагедией для меня это не станет. Я забуду об этом и сосредоточусь на том, как достичь побед в составе "Зенита".
– Тем не менее "Севилья" – это неплохой вариант? Знакомый город, знакомые болельщики.
– Я считаю, что да. Мне удалось поиграть на том стадионе и в той атмосфере, в которой играет команда. Мне в Севилье понравилось.
– Стиль какого чемпионата вам ближе?
– В настоящее время можно говорить только о своих ощущениях. Если раньше меня спрашивали о том, какой чемпионат я бы предпочел, и я не раздумывая отвечал, что английский, то сейчас, поиграв и с "Марселем", и с "Севильей", и с "Болтоном", я понял, что интересно будет и во Франции, и в Испании, и в Англии, и в Италии…
Цель – лига чемпионов
– С Петржелой или без Петржелы, но команда должна была собраться на решающие матчи с ЦСКА, так как выход в финал гарантировал участие в Кубке УЕФА. Почему не смогли выиграть?
– Команда была физически и морально готова к этой игре, потому что мы знали, насколько она важная. Мы готовились к полуфиналу как к самому важному матчу на тот момент. В раздевалке по глазам ребят я видел, что нам по силам победить. Но когда мы вышли на поле, все расклеилось. И все же, на мой взгляд, в той ситуации несправедливо было бы ждать какого-то подарка судьбы, потому что мы не заслужили его своим поведением – игроки, тренеры, руководство. Мы не заслужили ни выхода в финал, ни путевки в Кубок УЕФА. Так и получилось: на первых минутах пропустили два гола.
– Неудачи в апреле-мае связаны с тем, что ставка делалась на Кубок УЕФА? Была ли она оправданна?
– Официально никто такой установки не давал, но подспудно все ребята понимали, какое огромное различие – играть в 1/4 финала Кубка УЕФА или в чемпионате России. Мы с этим столкнулись впервые, и психологически было очень трудно перестроиться. Когда у тебя феерическое настроение благодаря удачам на европейской арене, то, выходя на матчи чемпионата, ты просто летаешь по полю. Когда же эта сказка прекращается, приходит моральное опустошение, чувствуешь себя на нуле. Да, мы профессионалы и в таких ситуациях должны превозмочь себя. Но если с подобным сталкиваешься впервые, это очень сложно сделать.
– Как на команду влияет ситуация с неопределенностью фигуры главного тренера?
– В принципе, насколько я знаю, проблема уже решена, и скоро к нам приедет новый тренер. Как относятся к этому ребята? С пониманием. Это будет следующий этап в развитии клуба. Я знаю, что это тренер с именем, и думаю, он сможет дать команде больше, чем Петржела. Властимил отдал "Зениту" все, что мог. Наверное, руководство пошло на этот шаг, сто раз подумав, ведь оно не хочет плохого ни себе, ни клубу, ни болельщикам.
– Предположим, что придет новый наставник и скажет, что Кержаков ему не нужен. Нет тревоги по этому поводу?
– Нет. Потому что в данный момент у меня есть предложение от "Севильи", которым можно будет воспользоваться в крайнем случае (смеется). Если же серьезно, то приход нового главного тренера всегда стимул для футболиста: каждый хочет доказать, что достоин места в основном составе. Так что это пойдет только на благо команде.
– Чего вы ожидаете от прихода в сборную России Гуса Хиддинка?
– Я еще не работал с этим тренером, и мне сложно прогнозировать дальнейшие события. Однако команды, которые он возглавлял, всегда пробиваются на мундиаль и выступают там успешно. В любом случае начнется новая эпоха в отечественном футболе, ведь это первый иностранный специалист в нашей сборной.
– После серии неудач в адрес команды раздавалось много нелицеприятных высказываний: с трибун, в прессе, в Интернете. Как вы на них реагируете?
– Я очень редко слышу, что кричат с трибун. А спортивную прессу я в последнее время чрезвычайно редко читаю. Думаю, что это хорошо, поскольку прекрасно знаю, как, кто и почему это пишет… Обидно, конечно, когда болельщики в трудную минуту отворачиваются от тебя. Наверное, таких людей вообще нельзя назвать болельщиками. Есть люди, которые поддерживают нас всегда, но таких, как выяснилось, меньшинство. Мы именно для них и играем. К тому же мы не привыкли покидать поле с опущенной головой и каждый раз бояться поднять глаза. Однако разочарования бывают разные. Мне было обидно после поражений от ЦСКА и "Локомотива", но эти матчи нельзя сравнивать с ничейным поединком с "Ростовом" – после него разочарование возникло лишь от результата. В остальном нам было не в чем себя упрекнуть. Мы сделали все возможное, чтобы победить, и болельщики это видели.
– Каковы перспективы "Зенита" в текущем сезоне?
– Думаю, что хорошие. Не сомневаюсь, что обыграем всех и выйдем в Лигу чемпионов (улыбается).
P. S. В публикации использованы материалы передачи "Зенит-XXI".