Матч с «Црвеной Звездой» мы не должны были проигрывать, но не реализовали свои моменты.
– Вячеслав, один из интернет-сайтов сообщил, что вы получили серьезную травму. В Питере все беспокоятся о вашем здоровье…
– Сейчас все уже нормально (разговор проходил на следующий день после встречи с «Црвеной Звездой». – Прим. авт.). Думаю, было легкое сотрясение мозга. Однако, если бы подобное произошло в официальном матче, то замена, скорее всего, не потребовалась бы. Придя в адекватное состояние, я мог возобновить игру (улыбается). А так как поединок товарищеский… Словом, принимали решение врачи.
– Что произошло в том эпизоде?
– (Улыбается.) Существует две версии: одна – моя, а о другой ребята рассказали. Я видел, что форвард ворвался в штрафную, протолкнув себе мяч на ход, и бросился ему в ноги. После этого уже ничего не помню. Когда очнулся, даже не понял, где я. Однако такое частенько бывает у вратарей… Те же, кто видел этот момент со стороны, утверждают, что нападающий споткнулся и поэтому задел меня. Похожая ситуация была, когда получил травму голкипер «Челси» Чех. Не очень приятная для сравнения ситуация, но что поделаешь.
– Пока команда в товарищеских матчах выступает не очень удачно. В чем, на ваш взгляд, дело?
– Это связано с тем, что мы находимся в самом разгаре подготовительного периода. Мы провели еще не так много тренировок, а были они довольно интенсивными. Кроме того, играем с командами высокого уровня, лидерами своих чемпионатов, которые находятся в хорошей форме. Фрагментами наша игра смотрелась весьма неплохо. Вот и матч с «Црвеной Звездой» мы не должны были проигрывать, но не реализовали свои моменты. Хорошо, что подобное происходит сейчас, – есть возможность проанализировать ситуацию и внести поправки. Например, во всех трех матчах мы постоянно оказывались в роли отыгрывающихся, а это не добавляет сил, хотя и закаляет характер. Хочется верить, что к началу чемпионата мы будем действовать строже и не позволим соперникам владеть инициативой… Я уверен, что Дик Адвокаат знает, что делает. Такой методики он придерживался много лет и добивался успехов. Поэтому всем надо немного потерпеть – результаты работы не заставят себя ждать.
– Полевой игрок чувствует, что набрал форму, по той легкости, с какой он передвигается по полю. А что является критерием хорошей формы вратарей?
– Прежде всего внутренняя уверенность. Причем она зависит не только от физического состояния, но и от психологического. Это очень сложный и длительный процесс. В подготовительный период, когда матчи проходят на фоне усталости, он еще более затруднен. Утомленность лишает игрового голода, теряется желание «рвать» все мячи – действуешь на автомате. А когда ты в форме, даже хочется, чтобы соперник бил по воротам, атаковал…
– Азарт приходит?
– Азарт – неуправляемое чувство. Здесь же все происходит глубже, на подсознательном уровне. Это объяснить очень сложно, необходимо почувствовать. Ты даже не думаешь, поскольку времени на это просто нет, но действуешь правильно.
– Вратари большую часть тренировки готовятся отдельно от команды…
– (Улыбается.) Любой вратарь скажет, что лучше «жрать землю», выполняя свою вратарскую работу, нежели бегать как полевой игрок. Объяснение простое – они просто не понимают, зачем им это нужно. Да, голкиперам полезно совершить серию ускорений, скажем 100 раз по 20 метров, но 20 раз по 500 метров бегать совсем не обязательно. А непонимание того, как тебе это пригодится, ослабляет эффект тренировки. Поэтому на подготовительном этапе есть смысл в основном заниматься специальными упражнениями, которые, поверьте, забирают очень много сил.
– С переменами в тренерском штабе в методике подготовки вратарей появилось что-то новое?
– С приходом Михаила Юрьевича (Бирюкова. – Прим. авт.) в середине сезона у нас произошли изменения. Думаю, те упражнения, которые мы делали в Австрии, помогли нам хорошо подготовиться ко второй половине чемпионата. Зачем же что-то менять, если есть результат? Однако сейчас тренировки проходят несколько интенсивнее – необходимо заложить фундамент на целый год.