На минувшей неделе в «Зените» сменился капитан. Эрик Хаген попросил тренера освободить его от этих обязанностей, и просьба была удовлетворена. Теперь выводить команду на поле предстоит Анатолию Тимощуку, бывшему капитану донецкого «Шахтера».
На минувшей неделе в «Зените» сменился капитан. Эрик Хаген попросил тренера освободить его от этих обязанностей, и просьба была удовлетворена. Теперь выводить команду на поле предстоит Анатолию Тимощуку, бывшему капитану донецкого «Шахтера».
– Анатолий, ваше назначение совпало с появлением в интернете статьи, в которой вы рассуждаете о роли капитанов и вспоминаете знаковые события своей украинской карьеры. Например, удаление в матче «Шахтер» – «Нанси», когда вы в последний раз вывели «горняков» на поле с капитанской повязкой. В этом можно увидеть некий символизм. Вы в него верите?
– Я верю во все, что касается профессионального отношения к делу и вообще футбола. Здесь мелочей не бывает. Тот случай с удалением был неприятен (считаю, что наказали меня незаслуженно), и я рад тому, что в «Зените» мне доверили роль капитана. У нас еще много работы, нельзя останавливаться и думать о том, что мы чего-то достигли. Перед клубом стоят большие задачи, к ним нужно стремиться и преодолевать те трудности, которые возникают на пути. Будет тяжелый чемпионат и тяжелый год. Нужно работать.
– В той же статье вами выведена формула капитана: игрок, многое сделавший для клуба и пользующийся уважением футболистов и болельщиков. Нынешнее ваше капитанство укладывается в эту формулу?
– В «Зените» сложились непредвиденные обстоятельства. Эрик был хорошим капитаном, ни у кого нет к нему претензий – просто не получилось взаимопонимания. Приятно, что в нашей команде столько лидеров, достойных носить капитанскую повязку. Надеюсь, что и я такое доверие оправдаю. Я приехал в Петербург не отбывать номер, а добиваться результатов, стремиться вместе с командой к вершинам и оставлять все свои силы на футбольном поле.
– Основная функция капитана – это представление интересов команды в общении с судьями и тренерами? Или вам предстоит решать какие-то внутренние вопросы?
– Все это – единое целое. Капитан должен решать и внешние, и внутренние проблемы, влиять на происходящее вокруг команды и внутри нее.
– А способен ли он повлиять на решение рефери в спорной ситуации?
– Все зависит от судьи. Есть арбитры, с которыми можно общаться, находить взаимопонимание и разговаривать, а есть такие, которые все воспринимают в штыки. К каждому нужно найти подход и понять, готов ли этот человек к диалогу.
– Как капитан должен воздействовать на команду, если игра складывается неудачно?
– Он может подбодрить ребят, постараться сделать что-то, что могло бы кардинально изменить их настроение, вернуть уверенность в своих силах. В принципе, на это способен не только капитан, но и любой футболист, который чувствует в себе лидерские качества.
– Можете ли вы вспомнить в своей карьере эпизоды, когда вам удавалось что-то изменить?
– Бывало, общался с судьями. Я никогда не обманываю на футбольном поле: если кого-то зацепил и арбитр спросит меня, было ли нарушение, отвечу: было. Судьи это знали и верили мне, так как я достаточно долго выступал в украинском чемпионате.
– Расскажите, как вас назначили капитаном «Зенита».
– 9 мая перед тренировкой состоялось собрание, на котором Дик Адвокаат сообщил, кто теперь будет капитаном, и команда его поддержала. Что сказать? Мне, конечно, это приятно. Теперь нужно оправдывать доверие ребят.
– Вы говорили о том, что привезли с собой капитанскую повязку расцветки немецкого флага. Планируете выходить с ней или воспользуетесь той, что была в «Зените»?
– Существуют традиции клуба, и я буду стараться их соблюдать. Возможно, под зенитовскую надену свою повязку, подаренную моим другом. Главное, чтобы это приносило нам удачу и результат.
– В «Зените» быть капитаном непросто. Готовы ли к давлению со стороны болельщиков, прессы?
– Без проблем. Я всю жизнь находился под этим давлением: и в «Шахтере», и в сборной, и здесь. Профессионал должен преодолевать любые трудности. Я знаю, что, даже если у меня не будет что-то получаться, я буду выходить и биться не только за свое имя, но и за команду, и за наших болельщиков. Поэтому мне не в чем себя упрекнуть, из-за этого у меня стабильное психологическое состояние.
– Вы четвертый капитан «Зенита» в этом году. Четыре – ваше любимое число. Символично?
– Думаю, да (улыбается). Так распорядилась судьба, и четверка сыграла свою роль.