Зенитовцы упустили возможность стать лидерами чемпионата.
В пятницу «Зенит» отпраздновал свой 82-й день рождения, в воскресенье наш родной Санкт-Петербург отмечал более солидную дату – 304 года со дня основания. А в субботу в ЦСКА все было готово к празднованию 47-летия президента клуба. Увы, главный подарок Евгению Гинеру сделали футболисты.
Суета вокруг матча
Малопонятные вещи стали происходить вокруг предстоящего матча начиная с начала недели. Армейцы давно сообщили в РФПЛ, что в конце мая начинают принимать своих гостей на стадионе «Динамо», соответствующая информация появилась и на официальном сайте Премьер-лиги. Однако в понедельник ЦСКА изменил свое решение, перенеся встречу в «Лужники». Неопределенность сохранялась до среды. И все же красно-синие отдали предпочтение синтетике. В конце концов, выбор за хозяином.
Не меньше загадочного вокруг выбора арбитра. Известно, что РФС обращался с просьбой о командировке судей в английскую и испанскую федерации футбола. Изъявил желание обслуживать матч один из лучших европейских арбитров Михуто Гонсалес, но он неожиданно получил назначение на очередной тур Примеры. Тогда руководство российского футбола обратило свой взор на представителей тех стран, чьи национальные чемпионаты уже закончились. И в среду вечером была достигнута договоренность о приезде в Москву немца Маркуса Мерка, арбитра с безупречной репутацией, признававшегося в 2004 и 2005 годах лучшим футбольным рефери мира. Забегая вперед, констатируем: он ни на секунду не заставил усомниться в своей высочайшей квалификации.
Московская жара
В Белокаменной уже настоящее тропическое лето. Если неделю назад в «Лужниках» на синтетике при 28 градусах тепла страдали «Спартак» и «Локомотив», то армейцам и зенитовцам выпало еще более жесткое испытание: во время матча столбик термометра замер на отметке «32». В том насколько тяжело совершать резкие движения при таком зное, могли убедиться рядовые зрители: любая активность тут же вызывала сильное потоотделение.
Просторы «Лужников» позволили организаторам матча развести болельщиков двух команд в разные стороны. Впрочем, и сине-бело-голубые, и красно-синие фанаты вяло реагировали на приказы, несущиеся из репродукторов, которые призывали: «Те, кто болеет за ЦСКА, – налево, за «Зенит» – направо». В результате на участке между станцией метро «Спортивная» и стадионом образовалась разноцветная толпа. Стороны дружески относились друг к другу, многие даже фотографировались вместе с представителями торсиды соперников. Лишь у касс проходила сортировка: все же на трибуне лучше находиться в своей компании. Тем не менее многие питерцы брали билеты на центральные сектора, чтобы после окончания матча быстрее покинуть стадион. Еще за полчаса до стартового свистка Мерка к окошечкам касс, которых могло быть открыто и побольше, тянулись два длинных хвоста очереди, и некоторые болельщики добрались до своих мест лишь к середине первого тайма. В организации матча вообще было много забавного. Например, программки по мере приближения к стадиону дорожали – цена возросла почти в два раза (от 80 до 150 рублей).
Несмотря на множество трудностей, сине-бело-голубая торсида поддержала любимую команду достойно. И если в протокол записана победа футболистов ЦСКА, то в памяти останется преимущество четырех тысяч фанатов «Зенита». Это выражалось и в более активной звуковой поддержке, и в изобретательных визуальных решениях. К сожалению, москвичи дальше откровенных оскорблений (интересно, обратит ли на хоровую нецензурную брань красно-синих всеслышащий КДК?) уже традиционно не пошли. Питерцы же порадовали баннером с изображением трех памятников – Александру Невскому, Петру I и Александру II – с надписью: «Всегда с честью, всегда на коне». Игру слов каждый может понимать по-своему…
Кадровые проблемы
По разным причинам соперники не сумели выставить сильнейшие составы. У армейцев в предыдущем туре получили четвертые предупреждения и отбывали дисквалификацию Элвер Рахимич и Юрий Жирков, у зенитовцев по той же причине остался дома Ким Дон Чжин. Было высказано немало догадок, кто его заменит на левом фланге обороны, но многое решилось в пятницу, когда выяснилось, что приболел Радек Ширл. Дик Адвокаат остановил свой выбор на Мартине Шкртеле. Впрочем, нередко словацкий защитник смещался на более привычное место в центр обороны, и фланг страховал Александр Горшков. А вот правая бровка была отдана в распоряжение Фернандо Риксену. Порой сложно определить, защитник он или хавбек. В центре средней линии действовали вездесущий Анатолий Тимощук и разгоняющий атаки Константин Зырянов, а появившийся вновь в стартовом составе Алехандро Домингес занял место «под нападающими».
По-прежнему не готовы выйти на поле Фатих Текке и Александр Спивак. Оба, несмотря на недокомплект, в Москву не прилетели. Перед матчем два турецких журналиста очень интересовались причинами длительного отсутствия земляка. В итоге оба то ли в шутку, то ли всерьез сказали, что теперь будут вынуждены болеть за ЦСКА, в котором должен дебютировать Джанер Эркин, восходящая звезда турецкого футбола. Мол, вылечите Фатиха, тогда и вас поддерживать будем. Все логично.
Джанер тем временем остался в резерве, а Валерий Газзаев предложил довольно неожиданную расстановку в средней линии. Красич перешел на левый фланг, оставив правый Гусеву. На месте опорного хавбека играл номинальный защитник Дейвидас Шемберас, а чуть впереди его действовали Рамон и Алдонин. И все же главный вопрос, который галчонком клевал мозг и не давал сосредоточиться, – насколько уверенно сумеет заменить травмированного Игоря Акинфеева Вениамин Мандрыкин? Стоит ли ожидать подарков от вратаря соперников?
Дополнительную интригу к принципиальному поединку добавили спартаковцы, уступившие накануне «Химкам». Стало понятно, что даже в случае ничейного исхода «Зенит» выйдет на чистое первое место, а если питерцам удастся победить, то можно будет говорить о серьезном отрыве от конкурентов.
Умеренность и аккуратность
Накануне матча Дик Адвокаат сказал, что предстоит настоящая битва. Однако в дебюте действо скорее напоминало серию разведывательных операций. Обе команды очень осторожно начали встречу. После матча армейцы говорили, что тренер предупреждал их: «Зенит» выберет одну из двух схем игры. Каждая была подробно разобрана на теоретических занятиях. Очевидно, красно-синие присматривались: так какая же из двух? Не торопили события и питерцы, экономя силы. В результате в первые 10 минут ЦСКА больше владел мячом, но ничего запоминающегося не создал. «Зенит», почувствовав себя увереннее, тут же огрызнулся контратакой. Константин Зырянов классно пробил в верхний угол с 20 метров, но Мандрыкин в акробатическом прыжке отбил мяч.
Первое действие вратаря чрезвычайно важно для дальнейшего развития событий. Стало понятно, что дублер Акинфеева уверен в своих силах. Хозяева тут же ответили двумя полумоментами, но инициатива на некоторое время перешла к сине-бело-голубым. Армейцы оставляли свободной зону перед своей штрафной, словно приглашая соперников бить по воротам с 22–25 метров. Наши футболисты с 18 по 25 минуту четырежды воспользовались любезностью, но каждый раз «выстрелы» уходили «в молоко». Отметим, что в период с 19 по 35 минуту подопечные Валерия Газзаева ни разу не пробили по воротам Вячеслава Малафеева. А вот зенитовцам наконец-то удалось попасть в створ. Правда, Мандрыкин вновь выручил команду после хлесткого удара Тимощука.
И все же концовка тайма осталась за хозяевами. После того как наш голкипер с трудом перевел удар Рамона в перекладину, зенитовцы не столь активно шли вперед, сосредоточившись на безопасности собственных ворот, и преуспели в этом. Вообще первая половина встречи прошла под знаком преимущества разрушителей. Обе команды продемонстрировали на редкость техничную игру в отборе мяча. Порой за действиями защитников было наблюдать интереснее, нежели за форвардами. Впрочем, немаловажные роли в этом принадлежат искусственному газону и жаре. В такой ситуации разрушать легче, чем созидать.
Золото просто так не отдадут
Перед началом матча питерские суппортеры развернули баннер «Отдавайте золото!». Как выяснилось, добровольно никто уступать первое место не намерен, а агрессивности зенитовцев в дебюте второго тайма хватило на шесть-семь минут. Затем инициатива вновь перешла к хозяевам. И если первая невнимательность при стандартном положении сошла сине-бело-голубым с рук (мяч отбил Эрик Хаген), то повторная стоила гола. Никем не прикрытый Сергей Игнашевич выпрыгнул выше всех и скинул мяч Жо, а тот головой переправил снаряд в ворота – 1:0. Гол получился столь узнаваемым, что можно было подумать: это кадры кинохроники какого-то прежнего матча ЦСКА. Например, в прошлом сезоне эта нехитрая комбинация по крайней мере трижды заканчивалась взятием ворот соперников…
Однако самым страшным стало то, что вроде бы стройная и организованная игра «Зенита» тут же развалилась. Наши футболисты будто не верили, что могут отыграться. А может, просто не осталось сил? В этих вопросах тренерам еще предстоит разобраться. В оставшиеся минуты в плюс сине-бело-голубым можно отнести отличное исполнение штрафного Домингесом да пару проходов активно вошедшего в игру Игоря Денисова. Все! В остальном на поле играла одна команда – ЦСКА. Армейцы явно поймали кураж, и если бы не Вячеслав Малафеев, вытащивший два «мертвых» мяча, их победа могла стать разгромной. Как ни тяжело это сознавать, но именно так развивались события. Запоминается прежде всего концовка, и столичные газеты уже пестрят статьями о полном преимуществе красно-синих. Согласимся с ними лишь частично: в течение часа игра была равной. Целесообразно ли занимать выжидающую позицию, зная, что сил на все 90 минут не хватит? Стоило ли держать в резерве Владислава Радимова, который вполне мог своим авторитетом собрать развалившуюся в середине второго тайма команду? Ответы на эти вопросы так и останутся без ответа. За результат отвечает главный тренер, который и принимает решения. В субботу его замыслы не сыграли, но впереди еще две трети турнирной дистанции…
«Третий тайм» превратился в непрерывные поздравления президента ЦСКА. Таким довольным Евгения Гинера не приходилось видеть даже после оформления последнего чемпионства. Действительно, его подопечные одолели принципиального соперника в абсолютно честной борьбе. Мы же оказались чужими на этом празднике…
Евгений Леннорович вышел в смешанную зону и почти полчаса общался с журналистами. Однако не все представители ЦСКА оказались столь разговорчивыми. Некоторые армейцы останавливались, но, услышав, что имеют дело с питерскими корреспондентами, тут же разворачивались и уходили. А Василий Березуцкий заявил, что для Петербурга он не скажет ни слова. Спор между двумя столицами еще не закончен…