Обратной стороной зенитовской золотой медали стало увеличение количества пиратской атрибутики на рынке Петербурга. О том, как отличить официальный продукт от контрафактного и почему следует приобретать именно лицензионный товар, корреспонденту «НЗ» рассказал начальник службы экономической безопасности компании «Зенит – Трейд» Дмитрий Попов.
Обратной стороной зенитовской золотой медали стало увеличение количества пиратской атрибутики на рынке Петербурга. О том, как отличить официальный продукт от контрафактного и почему следует приобретать именно лицензионный товар, корреспонденту «НЗ» рассказал начальник службы экономической безопасности компании «Зенит – Трейд» Дмитрий Попов.
– Дмитрий, известно, что торговля контрафактной продукцией наказуема...
– Да, и мы работаем в этом направлении. Так, на прошлой неделе после проведения определенных мероприятий был выявлен предприниматель, торгующий контрафактом, и его склад в Апраксином Дворе. Вместе со специальным отделом ГУВД, который занимается борьбой с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности, мы прибыли на склад, сделали контрольную закупку оптовой партии шарфов с логотипом «Зенита», сотрудники милиции предъявили удостоверения и составили протокол. На складе выявлено 325 единиц контрафактной продукции. Со слов предпринимателя, вся она привезена с Черкизовского рынка Москвы. Это и есть основной источник поступления контрафакта в Петербург.
Сложность нашей работы заключается в том, что в Москве нам не помогают ни органы внутренних дел, ни футбольные клубы, которые борьбой с пиратством особо не озабочены. У них есть своя фирменная торговля, но она на порядок меньше развита, чем у «Зенита», и контрафакт их особо не волнует. Доходит до смешного: на матчах «Спартака» в «Лужниках» продают официальную атрибутику, а буквально в ста метрах от этой торговли находится огромный «развал» контрафакта!
На данный момент перекрыть столичный источник пиратской продукции не удается. Мы писали официальное письмо в Москву, с нами даже связывались, проводили какие-то мероприятия. Но в итоге поступил ответ: никаких правонарушений не установлено. На самом же деле в столице просто массовое скопление контрафакта не только «Зенита», но и других общеизвестных брендов.
В Петербурге массового источника пиратской продукции нет. Нелицензионной торговлей, как правило, занимаются мелкие уличные предприниматели. Привозят атрибутику в своих сумках, сколько могут, и продают. Основной их сезонный товар – шарфы и шапки. Летом – бейсболки и игровая форма.
– Какие санкции грозят нечистоплотным торговцам?
– Статья 14.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа. Долгое время у «Зенита» не было практики по этой статье, но в прошлом году состоялось первое судебное заседание, завершившееся в пользу клуба. Штраф для предпринимателя – 10 тысяч рублей (100 МРОТ). Поскольку мы уже имеем положительную практику, последующие решения, скорее всего, будут аналогичными.
– Каковы трудности борьбы с контрафактом в Петербурге?
– К сожалению, единственный отдел ГУВД, который занимается этим вопросом, малочислен. И бренд «Зенита» далеко не единственная его сфера деятельности. Нелицензионной продукции в городе много – это и музыкальные диски, и фильмы, и компьютерные игры… План очень большой, и использовать возможности отдела на благо «Зенита» в полной мере не удается. Работа кропотливая – за один день можно «накрыть» только одну точку, а таких дней нам предоставляется не много. Поэтому мы физически не в состоянии оперативно реагировать на массовые правонарушения.
– А районные отделы милиции не имеют права вам помогать?
– Имеют, но у них очень мало практики работы с незаконным использованием товарного знака. Однажды суд даже отказался принимать безграмотно составленные документы.
– Много ли существует точек, которые уже выявлены, но еще не обезврежены?
– Порядка десяти, но в городе их, конечно, больше.
- Если продавец, условно говоря, реализует не 10 контрафактных шарфов, а один, удастся ли ему избежать санкций?
– Нет, не удастся. Дело в том, что закон не ставит факт правонарушения в зависимость от количества выявленного контрафакта.
– Предположим, предпринимателя оштрафовали на 10 тысяч. Какова вероятность того, что он перестанет торговать пиратской продукцией?
– Очень большая. Люди бизнеса умеют считать деньги. Они понимают, что, заработав на нескольких десятках шарфов порядка тысячи рублей, экономически не выгодно терять десять тысяч. В качестве альтернативы мы предлагаем заключить с клубом договор, и большинство бывших нарушителей так и поступают. Многие, придя к нам на склад, даже удивляются, когда видят не только шапки, шарфы и игровую форму, но и еще более 300 наименований атрибутики и «сувенирки», которые можно закупать и использовать в своей предпринимательской деятельности. А главное, им уже не приходится никого опасаться – можно работать законно и спокойно. Как правило, люди остаются благодарны. Когда конфликт улажен, их бизнес в дальнейшем только процветает.
– Были ли случаи производства контрафакта в промышленных масштабах?
– Да. Одна фабрика выпустила продукцию без согласования с нами. После переговоров мы не стали применять к ней административных санкций, а заключили договор, в соответствии с которым нам были перечислены деньги за использование товарного знака. Соответственно, дальше фабрика стала работать в нормальном правовом поле. Вообще с юридическими лицами намного легче работать – они понимают, чем рискуют, поскольку санкции для них намного выше.
– Как часто потребители сообщают вам о контрафакте?
– Довольно часто. Звонят знакомые, приходят письма на электронный адрес infozenit@mail.ru. А на одном из городских рынков авторитетные продавцы сами отслеживают пиратскую продукцию. Им невыгодны милицейские рейды, поэтому они контрафакт на свою территорию не допускают.
– Давайте расскажем читателям о признаках контрафактной атрибутики…
– В первую очередь, пираты никогда не оставляют на своей продукции информацию о том, кто и где ее выпустил. Нет адреса производителя, информации о материале, из которого изготовлен продукт. Нет специальной надписи «Официальная продукция футбольного клуба «Зенит». Ну и, конечно, нет голограммы, имеющей несколько степеней защиты и свой индивидуальный номер, по которому можно отследить историю товара. Можно ли подделать голограмму нового образца? Таких случаев еще не было.
Еще одно отличие контрафактного товара от фирменного – качество продукта. Дизайн контрафактных шарфов, например, дублирует фирменный, но нитки, которые используют пираты, намного дешевле, плотность вязки намного меньше, и, соответственно, срок службы короче. Также неизвестно, какие используются красители, насколько они соответствуют санитарным нормам.
Понятно, что пиратская продукция дешевле, чем лицензионная. Для кого-то цена важнее качества. Но цена контрафакта, с которым боремся мы, ненамного ниже. Например, пиратский шарф стоит дешевле официального всего на 40 рублей.
Нужно понимать, что вся прибыль, полученная от продажи фирменной атрибутики, идет в клуб. Покупая ее, вы помогаете любимой команде, а не обогащаете какого-то недобросовестного торговца. Надеюсь, что болельщики нам помогут.