«Модельная история»: как играет «Зенит»


Через неделю, 6 июля, исполнится ровно три года с тех пор, как «Зенит» провел свой первый официальный матч под руководством Дика Адвокаата. Газета «Наш «Зенит» выяснила, что схема «4+3+3» не является догмой, и построение футболистов регулярно менялось.
Через неделю, 6 июля, исполнится ровно три года с тех пор, как «Зенит» провел свой первый официальный матч под руководством Дика. Почти все это время команда играла по излюбленной схеме голландца - «4+3+3». Однако в последние месяцы все чаще можно услышать мнение, что после ухода Аршавина и Домингеса (и – тем более – после травмы Данни, которая вывела португальца из строя до конца сезона) подбор игроков в «Зените» подталкивает тренера к тому, чтобы изменить или, по крайней мере, несколько модифицировать игровую схему действий команды. Сегодня мы решили вспомнить, как формировались применительно к «Зениту» эти самые «4+3+3» Дика Адвоката, которые впоследствии привели питерский клуб к самым замечательным победам в его истории. И убедились, что эта магическая формула для Адвоката – отнюдь не догма. БЕЗ РАДИКАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Прежде всего, стоит отметить, что первые матчи под руководством Адвоката «Зенит» провел по схеме «4+4+2». Это и неудивительно, ведь можно вспомнить, что приехал в Санкт-Петербург голландец лишь за два дня до игры с московским «Динамо» - той самой уже упоминавшейся первой встречи, в которой он руководил командой. «Каких-то радикальных перемен в «Зените» в этот вечер просто не произойдет – для этого просто нет времени. Впрочем, надеюсь, что такие перемены и не потребуются», - пообещал Адвокат в день своего прилета. И слово свое сдержал. «Зенит» в первых матчах под его руководством продолжал играть в два выдвинутых вперед нападающих (Аршавина и Кержакова). Несколько видоизменилось при этом расположение игроков в средней линии – из игровой схемы «Зенита» исчезли классические фланговые полузащитники. Четверка игроков средней линии образовала своеобразный ромб, а крайние защитники – чаще всего это были Анюков и Ким Дон Чжин получили все полномочия полноценных бровочников. По сути, этот этап можно считать неким переходным периодом в изменении игровой схемы «Зенита», но наличие на поле двух мобильных нападающих позволяло говорить об этой конструкции именно как о модели «4+4+2». Стоит отметить, что именно при подобной схеме «Зенит» одержал свою первую победу под руководством Дика Адвоката – это был матч на «Петровском» против московского «Торпедо», после чего примерно в таком тактическом ключе команда доиграла и весь сезон-2006. Хотя приобретение в летний период дозаявок турецкого нападающего Фатиха Текке – по своему игровому амплуа классического выдвинутого на острие форварда – позволило главному тренеру варьировать составом в атакующей линии, и фрагментами схема «4+3+3» уже начала проявляться в расстановке игроков «Зенита». ТАКИЕ РАЗНЫЕ «4+3+3»
В сезоне-2007 «Зенит» с первых же матчей уже играл по классической голландской модели «4+3+3». Подбор игроков в линии нападения с учетом приобретений Погребняка и Домингеса оставлял главному тренеру широкое поле для экспериментов. Однако к концу весны у многих появилось чувство, что эксперименты эти затянулись – игра в атаке у «Зенита» явно не клеилась. Взаимодействие игроков при наличии в составе двух «свободных художников» - Аршавина и Домингеса (когда оба они были здоровы и находились на поле) – оставляло желать лучшего, и в июньском домашнем матче с «Локомотивом» это подвигло Адвоката на совсем уж нестандартный тактический ход. Он попробовал аргентинца в качестве выдвинутого вперед нападающего, отведя Аршавину и Денисову функции инсайдов. Такой вариант схемы «4+3+3» оказался явно неудачным, и, пожалуй, именно тот матч с «Локомотивом» можно считать своеобразным «дном» в непростом процессе притирки тактической модели главного тренера к кадровым реалиям «Зенита». Стоит добавить, что не слишком вразумительные созидательные действия «Зенита» побуждали тренерский штаб команды к краткосрочным экспериментам и в средней линии – так, весной 2007-го «Зениту», пусть и эпизодически, доводилось играть и в два опорных полузащитника, функции которых выполняли Радимов и Тимощук. Но это действительно были лишь эпизоды, так как эффективность действий Тимощука на позиции «опорника» скоро стала неоспоримой, и тройка полузащитников в схеме «Зенита» окончательно приобрела контур треугольника, с нижней вершиной в лице 44-го номера команды. РИСУНОК ПОБЕД
Тактические эксперименты в «Зените», можно считать, прекратились в августе 2007-го, когда процесс притирки составляющих в единое целое благополучно завершился, и игровая схема, что называется, засверкала. Принято считать, что переломным в этом отношении стал кубковый матч против московского «Динамо», выигранный на «Петровском» со счетом - 9:3. Не будем спорить с этим и мы, взяв «контурный рисунок» победной игровой модели «Зенита» именно с этого матча. При этом стоит добавить, что на схеме стартового состава в этой встрече отсутствует Константин Зырянов, сделавший в этот-вечер хет-трик. Уникальность этого достижения полузащитника состоит как раз в том, что он сумел забить свои три мяча, появившись на поле на замену Фатиху Текке лишь на 60-й минуте. Как потом признавался сам Константин, именно после этого хет-трика в матче с «Динамо» он почувствовал себя 100-процентным игроком стартового состава «Зенита». Соответственно, трио хавбеков в победной игровой модели «4+3+3» петербургского клуба именно после этого матча надолго сформировалось в таком сочетании: Анатолий Тимощук в качестве «опорника», Радек Ширл – слева, Константин Зырянов – справа. Игорь Денисов же оставшуюся часть сезона-2007 провел уже, выдвинувшись вперед, - на позицию инсайда. И вот уже без малого два года «Зенит» не меняет тактического рисунка - если не считать отдельных фрагментов матчей, когда счет на табло требует рисковать или, наоборот, сконцентрировать усилия на сохранении результата. Менялись исполнители, корректировались нюансы, но основополагающая система игры команды с тех пор сохранилась. Могут ли произойти изменения во второй половине сезона-2009? ПРОВЕРКА «АУСТРИЕЙ»
На протяжении первой части нынешнего сезона Дик Адвокат не раз высказывал нарекания именно в адрес линии нападения своей команды. Отчасти это действительно можно связать с тем, что с потерей целой группы креативных игроков начала «пробуксовывать» сама игровая модель. И дело тут не только в том, что не слишком впечатляет сама по себе результативность форвардов, как в наличии другой проблемы - в нынешнем составе «Зенита» просто-напросто не хватает футболистов, органично чувствующих себя в позиции инсайдов при нынешней схеме «4+3+3». И особенно это стало заметно после травмы Данни. В последних матчах в амплуа фланговых нападающих на поле выходили разные игроки, но для каждого из них эти функции, похоже, не слишком комфортны. Алексей Ионов пока вообще еще только адаптируется к статусу игрока основного состава. Для Игоря Семшова при всем его футбольном универсализме (напомним, что в этом году он играл в «Зените» даже в амплуа правого защитника) эта позиция тоже является не слишком привычной. Саболч Хусти пока появляется в составе лишь эпизодически. Да и Виктор Файзулин, проведший за «Зенит» именно на позиции инсайда уже немало важных матчей, признавался, что и для него более комфортно все-таки действовать в центральной зоне. Можно предположить, что именно проблема восстановления в новых кадровых реалиях конструктивных взаимодействий в линии атаки больше всего беспокоит Дика Адвоката во время нынешней паузы в чемпионате. Как отметил в прошлом номере «НЗ» сам главный тренер «Зенита», - даже больше потери Анатолия Тимощука, на месте которого могут сыграть Денисов и Широков. Один из способов решения этой проблемы – трансферная деятельность в летний период дозаявок. Но даже при таком варианте развития событий стоит учесть, что до открытия трансферного окна «Зениту» предстоит провести три матча в чемпионате России, причем два из них вполне можно считать ключевыми – против действующего лидера («Москва») и действующего чемпиона («Рубин»). Можно ли ожидать, что главный тренер «Зенита», уже доказывавший, что для него в футболе не существует догм, пойдет на изменение игровой модели команды? Полагаю, ответ на этот вопрос мы узнаем уже совсем скоро, ведь в субботу в Леоганге «Зенит» проведет первый контрольный матч австрийского сбора – против венской «Аустрии».